Синтаксические нормы. Нормы согласования, построение предложений с однородными членами, нормы управления, построение сложноподчинённого предложения.
Пример задания типа А5
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Одним из русских прозаиков начала ХХ века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.
2) Все, кто читал пушкинского "Бориса Годунова", помнят бродягу Варлаама.
3) Благодаря искусства Микеленджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге "Письма о добром и прекрасном".
Теория к заданиям типа А5
При выполнении заданий типа А5 экзаменуемым приходится иметь дело с однородными членами, в которых могут быть допущены различные грамматические ошибки, назовём самые распространённые из них:
- Предложения с общим для однородных членов зависимым словом: Тимербулат нарисовал и любуется картиной. В данном примере однородные сказуемые нарисовал и любуется должны управлять разными падежами: нарисовал (что?), любуется (чем?). Следовательно, правильное предложение будет таким: Тимербулат нарисовал картину и любуется ею.
- Предложения с двойными союзами (не только…, но и…; как…, так и… и т.п.) при однородных членах: Рассказ показался как интересным взрослым, так и детям. В нашем случае части двойного союза расположены не строго перед однородными членами, а это ошибка. Правильнее сказать: Рассказ показался интересным как взрослым, так и детям.
- Предложения со смешением частей двойных союзов: Рассказ показался интересным как взрослым, но и детям. Необходимо употребить либо двойной союз не только…, но и…, либо союз как…, так и…
- Предложения с разными падежными формами у однородных членов и обобщающих слов: В этнографическом музее представлен быт многих народов, населяющих республику: русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, латыши. В приведённом примере обобщающее слово народов употреблено в родительном падеже, а однородный ряд русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, латыши – в именительном. Следовало сказать: В этнографическом музее представлен быт многих народов, населяющих республику: русских, башкир, татар, чувашей, марийцев, украинцев, латышей.
Во многих вариантах ЕГЭ по русскому языку экзаменуемым придётся иметь дело с правильным употреблением имён собственных, заключённых в кавычки. В таких случаях необходимо обратить внимание на наличие нарицательного имени существительного, относящегося к данному имени собственному: если имеется такое нарицательное, то склоняется только оно, а имя собственное остаётся в форме именительного падежа, если его нет, то склоняется имя собственное. ПРАВИЛЬНО: 1) В газете «Вечерняя Уфа» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. 2) В «Вечерней Уфе» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. НЕПРАВИЛЬНО: 1) В газете «Вечерней Уфе»опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. 2) В «Вечерняя Уфа» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы.
В заданиях ЕГЭ можно выделить два типа грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотами:
- Несогласованность причастия и определяемого слова: Мне подарили книгу Л.Н. Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя. Определяемое слово книгу требует от причастия опубликованный форму вин. п., ед. ч., ж. р., а в нашем примере причастие в форме род. п. и м. р.
- Разрыв причастного оборота определяемым словом: Меня попросили перевести написанную книгу на башкирском языке. Определяемое слово книгу разрывает причастный оборот написанную на башкирском языке, значит, мы имеем дело с грамматической ошибкой. Правильные варианты: 1) Меня попросили перевести написанную на башкирском языке книгу. 2) Меня попросили перевести книгу, написанную на башкирском языке.
Довольно часто грамматические ошибки допускаются в сложноподчинённых предложениях, когда придаточное предложение «разрывает» главное, подлежащее и сказуемое оказываются в разных частях предложения и не согласуются между собой: 1) Все, кто приходил на апелляцию, смог увидеть свои ошибки. 2) Каждый, кто приходил на апелляцию, смогли увидеть свои ошибки. В данных примерах подлежащие и сказуемые не согласованы по числу. Иногда мы встречаемся и с предложениями, в которых неверно употреблены формы сказуемых в придаточном предложении, когда речь идёт о местоимении кто: Все, кто приходили на апелляцию, смогли увидеть свои ошибки.
В заданиях ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Рассмотрим наиболее типичные для тестов ЕГЭ случаи предложного управления в следующей таблице:
Предлог |
Падеж |
Пример |
благодаря |
д.п. |
(благодаря чему?) благодаря находчивости |
в виде |
р.п. |
(в виде чего?) в виде конуса |
в заключение |
р.п. |
(в заключение чего?) в заключение речи |
в меру |
р.п. |
(в меру чего?) в меру возможностей |
в продолжение |
р.п. |
(в продолжение чего?) в продолжение года |
в силу |
р.п. |
(в силу чего?) в силу обстоятельств |
в течение |
р.п. |
(в течение чего?) в течение месяца |
наперекор |
д.п. |
(наперекор кому?) наперекор злопыхателям |
наподобие |
р.п. |
(наподобие чего?) наподобие яйца |
по (= после) |
п.п. |
(по чём?) по возвращении из отпуска |
по причине |
р.п. |
(по причине чего?) по причине рассеянности |
подобно |
д.п. |
(подобно чему?) подобно яйцу |
посредством |
р.п. |
(посредством чего?) посредством жестов |
согласно |
д.п. |
(согласно чему?) согласно расписанию |
Иногда сложности возникают с употреблением правильных падежных форм с некоторыми глаголами: скучать (по ком?) по родителям; воплотить (во что?) в жизнь, но претворить (в чём?) в жизни; обидеться (на что?// на кого?) на правду// на приятеля, но обижен (кем? // чем?) другом // судьбой; отзыв (о чём?) о книге, но рецензия (на что?) на книгу; отличать (что от чего?) хорошее от плохого, но различать (что и что?) хорошее и плохое; поражаться (чему?) безразличию, но поражён (чем?) безразличием; превосходство (над кем?) над другими, но преимущество (перед кем?) перед другими; уплатить//заплатить (за что?) за проезд, но оплатить (что?) проезд.
С грамматическими ошибками мы имеем дело и при неправильном построении предложений с косвенной речью: Сергей Есенин утверждает, что «я последний поэт деревни». Правильные варианты: Сергей Есенин утверждает: «Я последний поэт деревни» или Сергей Есенин утверждает, что он последний поэт деревни.