Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с БЛИНОВЫМ АНДРЕЕМ ИОСИФОВИЧЕМ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

Теория к заданию А24

Бессоюзными сложными предложениями называют такие сложные предложения, части которых связаны друг с другом по смыслу, при помощи интонации. Чаще всего бессоюзные сложные предложения напоминают однородные ряды: в таких предложениях следуют одни за другими события или они происходят одновременно (Дождь прошел, дорога размякла, мы решили остаться еще на одну ночь в Толбазах. – Гром гремит, сверкают молнии, на землю падают огромные капли дождя.). Между частями таких предложений ставятся запятые.

Некоторые бессоюзные сложные предложения (далее – БСП) состоят из предложений, связанных не только при помощи интонации перечисления, но выражают какие-либо другие отношения между собой: сопоставительные (сравнение или противопоставление), обусловленности (условие), причинно-следственные, изъяснительные, субъектно-объектные, изъяснительно-определительные, пояснительные.

Примеры: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт… (А.С. Пушкин) – сопоставительные отношения в БСП;

Сдадите хорошо ЕГЭ – поступите в университет. – отношения обусловленности;

Ему бы в Москву податься – он рванул на Дальний Восток. – отношение обратного условия;

Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок. – причинно-следственные отношения;

Дмитрий почувствовал: волосы на голове встали дыбом, тревожно заколотилось сердце. – субъектно-объектные отношения (можно задать вопрос косвенного падежа), но Ни кто сегодня должен выступать, ни что будет в повестке дня, ни сколько времени продлится семинар – Антон Сергеевич до сих пор не знал (те же отношения, но в обратном порядке, а потому и знак препинания другой);

Он выдвинул такое условие: мы получим свои деньги лишь при выполнении всей работы. – атрибутивно-предукативные отношения (можно задать вопрос определения);

Всё было празднично и торжественно: горели свечи, повсюду стояли шикарные букеты, стол был похож на лучшие открытки с кулинарными рецептами. – обстоятельственные отношения (ко второй части можно мысленно задать вопрос обстоятельства или слова «так как»);

Никто не мог вести себя нормально: Даша впала в истерический смех, Антон замер посреди комнаты с открытым ртом, бабушка лишь охала и ухала. – пояснительные отношения (ко второй части можно добавить слова «а именно:»).

Как вы заметили, при появлении между частями БСП каких-либо отношений между ними ставится уже не запятая, а либо тире, либо двоеточие (см. примеры).

  • Приветствие
  • Новости
  • Часть А (теория)
  • Часть А (практика)
  • Часть В (теория)
  • Часть В (практика)
  • Часть С (теория)
  • Часть С (практика)
  • Методическая копилка
  • Контакты
  • Ваши отзывы
  • Из сочинений ЕГЭ
  • Приветствие
  • Новости
  • Часть А (теория)
  • Часть А (практика)
  • Часть В (теория)
  • Часть В (практика)
  • Часть С (теория)
  • Часть С (практика)
  • Методическая копилка
  • Контакты
  • Ваши отзывы
  • Из сочинений ЕГЭ
     
flexsmm.com

+7 (347) 292-12-70

© blinovrus.ru