Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Задания типа А7 и А8 проверяют настолько близкие умения участников ЕГЭ, что нет большого смысла в написании отдельных рекомендаций по выполнению названных заданий. Сами примеры заданий представлены ниже.
Текст для выполнения задания A7 |
(1)… (2)Вся другая информация – как звуки, так и изображения – для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… |
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.
Текст для выполнения задания A8 |
(1)… (2) Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5) Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6) … оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада. |
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Именно 2) Наоборот, 3) Кроме того, 4) Также
Немного теории
Несмотря на то, что в графе «Проверяемые элементы содержания» плана экзаменационной работы по русскому языку значится, что задания типа А6 предполагают выявлений знаний у участников ЕГЭ по огромной теме «Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте», на протяжении всей истории ЕГЭ по русскому языку в Российской Федерации учащимся предлагается задание на нахождение первого предложения текста из четырех предложенных вариантов.
В лингвистике под текстом понимается внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу: последующие предложения должны вытекать из предыдущих.
К основным признакам текста относятся:
- Тематическое единство, при котором все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли[1].
- Развёрнутость – развитие темы и реализация основной мысли текста через подтемы и микротемы[2].
- Последовательность текста предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме – композиции текста, которая, в свою очередь, зависит от того, какой тип речи лежит в его основе: повествование, описание, рассуждение, комбинированный тип речи[3].
- Связность – признак текста, проявляющийся в смысловой последовательности предложений и абзацев.
- Завершенность – признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла автора, в возможности восприятия новой информации.
В заданиях ЕГЭ для успешного выполнения заданий типа А6 и А7 необходимо четко понимать, что означают такие признаки текста, как последовательность и связность. Предложения и части текста связываются друг с другом по смыслу, при помощи определенных языковых средств, основными из которых являются:
- лексический повтор;
- однокоренные слова, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы;
- местоимения и наречия, указывающие на предшествующее слово или на содержание предшествующих предложений;
- местоимения или наречия, указывающие на последующее слово или на содержание последующих предложений;
- единственно временных форм глаголов-сказуемых в предложениях определённой части текста, родо-видовые слова;
- союзы в присоединительной роли;
- обстоятельства (особенно места и времени), относящиеся к нескольким последующим предложениям;
- однотипность строения предложений (синтаксический параллелизм).
Основных видов связи предложений в тексте два (цепная и параллельная). При первом из них в каждом последующем предложении повторяется какой-либо смысловой элемент предыдущего, при втором – не связанные между собой предложения связаны общей темой, смысл этих предложений ясен и без контекста, их зачастую (кроме первого) можно менять местами. В пределах одной микротемы (абзаца) могут встречаться оба типа связи: и цепная, и параллельная.
При подборе правильных предыдущих (А7) предложений текста или его элементов (А7-2) необходимо помнить о том, о чем говорилось выше.
[1] Тема текста – предмет речи, обобщенное содержание текста, т.е. то, о чем говорится в высказывании. Основная мысль (идея) текста – это главное, что хочет выразить автор, авторский взгляд и позиция.
[2] Подтема - обеспечивает широту охвата текста, микротема - охватывает глубину раскрытия темы.
[3] Более подробно о типах речи см. в материале для справок к заданию типа А30.